ИНТЕРМЕДИЯ

Не секрет что на рубеже уходящего тысячелетия человечество очередной раз пытается провести ревизию на тему своей гуманитарной состоятельности. Результаты если не ошеломляют то настораживают. На ряду с техническим прорывом, специально призванным на облегчение материалистического существования гегемона (дабы последний имел доступную возможность для духовного развития), потуги мирового сообщества направлены скорее на сохранение среды обитания, чем на сохранение человека как вида, со всеми своими самобытными чертами, определенных местом проживания. Индустриализация и глобализация всего населения планеты, свободное перемещение, интернационализация крупных поселений, затерло и отвело на задний план такое понятие как этнос, трибалистическая культура, традиционализм, отведя последнему понятию место в краеведческих музеях и на страницах детских сказок. Экологи бьют тревогу, Минздрав предупреждает, «гринпис» борется с промышленными гигантами за спасение редкого вида червячка. Слезы умиления заискрились на ресницах....если бы не самая обыденная сухая информация о практически полном уничтожении индейской культуры в обеих Америках, вымирании и деградации отдельных африканских племен, вкусивших плоды цивилизации, стремительное сокращение численности населения так называемых «северных народов» и о практически утраченном понятии— русский человек. Сразу предвкушая реакцию людей мысленно прорисовавших черно-белый плакат с надписью «Исчезли?.. Ну и хрен с ними», добавлю, наверное когда людей много, статистам все равно кто они- это просто толпа в рамках территориальных границ или пользователи Интернета с различными почтовыми индексами. История циклична, история повторяется.

 

НЕОТРИБАЛИЗМ

«А причем же здесь современная татуировка и дизайн?» зароятся чьи то мысли, нащупав глазами последнюю строчку. В том то и дело, что причем. Учитывая спекулятивную тенденцию последних лет в этой области искусства, можно твердо заявить, что создание стиля основанного на культуре этноса, а не на элементах оформления (как например культивируемый в нашей стране кельтский стиль и отдельные попытки славянского бодидизайна) предполагает прежде всего ответственных исполнителей, а не информированных заказчиков. Татуировщики, будущие и настоящие!!! Не переживайте— денег хватит всем, если не хватит— их еще напечатают! Не стоит делать сакральные символы (а их чаще всего и использовали в оформлении окружающего быта в древние времена) не предполагая о их значении, тем более в данном конкретном случае не стоит колоть мотивы с мумий (нет в наше время людей соответствующих приведенной на страницах пособия мировоззрению, хотя как знать...). Смысл имеет только современная стилизация, мотивов, фольклора и религии и быта, если это не понятно, то попробую пояснить подробнее на страницах пособия.

 

НЕОБХОДИМЫЕ ИСТОЧНИКИ

Что же все таки может послужить реальной помощью на пути создания нового «скифского» графического стиля. Несомненно это в первую очередь археологические находки, в основном плоды титанического труда советских археологов, а так же различные царские коллекции (в частности коллекция скифского золота Петра 1, собранная путем скупки предметов скифского быта у грабителей курганов, продававшие их чуть ли не на рынке). Но, как не покажется странным, опираться только на эти материалы было бы неправильным, их безумно мало для того что бы построить логическую линию стилизации, так как эти предметы не смотря на общие элементы имеют различную датировку и соответственно происхождение. Рассматривать же вещи в отрыве от хозяев было бы преступно и здесь на первый план выходят исторические сообщения современников скифов. Не смотря на предвзятое мнение о кочевниках как о конкурентах по освоению жизненного пространства, античные авторы писали о скифах достаточно много, и хотя сведения эти в большинстве случаев носят характер военных сводок, есть сведения высокой важности, к примеру Геродотова «Скифия», описание путешествия греческого историка на восток. Как вы наверное догадались туристический бизнес в середине позапрошлого тысячелетия был ограничен военными действиями и маршрутами караванов, и к сожалению, Геродот не смог проникнуть далее Крыма, но он со всей тщательностью собрал и записал сведения касающиеся мировоззрения, легенд и быта западных скифов. Сведения про восточное население греку пришлось фиксировать со слов местного населения и поэтому они изложены в полусказочной манере. Пробелы в этой части современные исследователи заполнили благодаря китайским и арабским хроникам, и получили более менее прозрачную картину. Учитывая огромное влияние на развитие соседних государств можно включить в список вспомогательных сведений всевозможные упоминания о скифских племенах. Их немало и начало они берут в Средней Азии. Помимо исторических сообщений понять исследуемый материал, в немалой степени, может местный евразийский фольклор. Религиозные представления, общие положения языческого тотемизма, мифы, легенды, сказки. Все эти материалы имеют одни и те же индоарийские корни и разные исследователи давно уже провели параллели между общей картиной мира, схожестью легендарных персонажей и событий. В частности, профессоры Ж. Дюмезиль и А. Абаев убедительно доказали в своих трудах тождественность германского Кухулина, месопотамского Гильгамеша, иранского Батразда и осетино-абхазского Сосрыквы. Академик Рыбаков провел параллели между скифскими, греческими и среднеазиатскими божествами и так далее. Помимо всех этих сведений довольно ценную услугу могут оказать дошедшие в отдельных элементах религии и быта соседей древних кочевников. Скифы активно влияли на все пограничные народы, а во времена гуннского нашествия, в результате распада политического союза, часть древних кочевников скорее всего откочевала и частично смешалось с автохтонным населением евразийской лесостепной полосы. Об этом свидетельствует преемственность некоторых обрядов, военной тактики и вооружения, элементов одежды и причесок, предметов быта древних славян (как западных так и восточных) и уральского населения (ханты, манси), а также якуты, откочевавшие в начале прошлого тысячелетия из южной Cибири на север. Помимо влияния на окружавшее кочевников оседлое население многое было взято на вооружение практически всеми последующими кочевыми племенами Евразии, вплоть до татаромонгольского нашествия (видимо, практически 10 вековое скифское военно политическое объединение было тому показателем-пример такого долгожительства на этой территории уже не повторится никогда). И последнее. Скифский вклад в историю человечества невелик, но уникален. Мы можем проследить различные занимательные аналогии в лице последующих поколений населения Евразии. Отдельные названия, имена, события имеющие схожесть со скифским периодом, подтверждающие цикличность истории. Нужны примеры— пожалуйста. Поход Дария Гистапса на при черноморскую Скифию и нашествие Наполеона, Великая Отечественная война- точь в точь повторяют одну и ту же историю. Но это уже история, а наша задача лежит в творческой области и эти сведения не более чем забавны. В заключении хочется добавить вместо эпилога что имея перед глазами объемную картину можно приступить к более детальной проработке. Надеюсь, что этот сигнальный номер действительно поможет разобраться с методой стилизации в скифской графике, имеющей все основания не быть списанной на свалку истории как археологический мусор. Яркий самобытный звериный стиль, действительно не имеющий аналогов, имеет шанс возродиться и стать объединительным мотивом в современной графическом дизайне. И не важно куда заведет вас фантазия, все равно в основе вашего труда будет лежать любовь к собственной культуре и желание самоопределиться в условиях суровой урбанистической реальности. Выбор всегда за вами.

 

P.S. Прежде чем начать обзор пособия еще раз придется уточнить, что термин «скифы» на этих страницах, во избежание участия в научных спорах, применим не столько к собственно к Крымским (царским) скифам, а ко всему кочевому индоарийскому населению лесостепной полосы периода VII-Vвв. до н. э-III-IIVвв., объединенному единым культурным евразийским пространством.

для перехода к следующей части вступления нажмите значок -орнамент

Hosted by uCoz