TERRA SCYTHICA-
ВЫБОРОЧНЫЕ ЧАСТИ ПОСОБИЯ

Приступая к рассмотрению скифской тематики невозможно не упомянуть о множестве проблем связанных с этим вопросом.Евразия конца позапрошлого тысячелетия, представляла собой некий «проходной двор», с постоянно меняющимся населением.Угры, киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, половцы хазары, печенеги, гузы, монголы, тюрки— вот неполный список племен и народов успевших войти в историю как хозяева евразийского степного пространства.И несомненно какждый народ оставил после себя следы, будь то ахеологические артефакты или же исторические сведения в в писменных хрониках.Все это немыслимо затрудняет изучение скифского вопроса по которому до сих пор ведутся горячие научные споры.Но поскольку обойтись без научных артифактов нельзя, а вступать в научные споры не имеет смысла (ввиду отсутствия у составителя ученой степени), попробуем взять на вооружение наименее спорные и наиболее проверенные факты. Итак начнем с географии.

ГЕРОДОТОВА СКИФИЯ

Название «скифы», так же как и «кельты», или «эфиопы», в древности применялись для обозначения любой смутно представленной массы людей, живших за пределами известных грекам и римлянам краев. Для Геродота «скифы» - это группа тесно связанных между собой народов, говорящих на одном языке и имеющих сходные обычаи. Примечательно, что античные авторы не знали многих самоназваний скифских народов, так например один из антонимов у Геродота, меланхлены, означает по-гречески «те, кто носят черные шубы из шерсти». Сарматское племя, известное по надписям в Ольвии, sau-dara-tai, подтверждает приведенное толкование: это «носящие черное». С началом «Великого переселения народов» постоянство перечисленных Геродотом народов сменяется смутой, миграциями, формируется множество новых, обычно недолговечных этнических образований. Античные авторы склонны считать всех их скифами, реже сарматами, хотя скорее эти племена произошли от сарматов, нежели от скифов как таковых. Это языги, ясы, асы и особенно роксаланы и аланы, что тождественно Ariana, и что почти то же «светлые и блистающие Ariana», (Роксана, жена Александра Македонского тоже была «блистающей»). Так что этимологию слова скифы неправомерно рассматривать в отрыве от их восточных соседей саков, усуней и юэчжей, живших в Средней Азии и на территории нынешнего Казахстана, установивших плодотворные связи с иранскими державами, индийцами и китайцами, древними тюрками и финно-угорскими народами, жившими в Сибири. Отрывочные, краткие и запутанные исторические сообщения дают понять невосполнимость концепций религии и истории скифских народов, и все же есть надежда на успех. Прежде всего масса северных иранцев была, вероятно, однородна. Об этом говорит единство материальной культуры и искусства. Александр Македонский, во время своих походов на восток, встретил там такие же строптивые племена, что и Дарий Гистасп на крайнем западе. Квинт Курций не пересказывал Геродота, о чем свидетельствуют особенности мифа о трифункциональных предметах - талисманах (об этом мифе см. дальше), который услышал Александр от восточных племен. В силу этой однородности никакие политические и географические перемены не приводили к размыванию цивилизации. Кроме того известно, что последними потомками скифов через алан являются кавказцы осетины. Оба диалекта осетинского языка - иронский и дигорский происходили от скифского точно также, как итальянский и испанский произошли от латинского. Также вспомогательным звеном в рассмотрении скифского мировоззрения могут служить космогонии праславянских, финно-угорских, тюркских и кельтских племен индоевропейской общности, с которыми скифы жили по соседству, контактировали, обменивались информацией и новшествами. Своеобразный, резко отличающийся от греческого, образ жизни скифов, та роль, которую эти племена в качестве врагов или союзников играли в политической жизни Передней Азии, побудили греческого историказе жизни, занятиях, обычаях, общественном строе скифских племен. Географические сообщения Геродота достаточно точны и достоверные чтобы судить о географическом распределении скифских племен на территории Евразии, так как они во многом подтвердились историческими находками, подтверждениями других древних историков и анализом современных археологов. Скифские племена Геродот локализует следующим образом. В Скифии Геродот различал восточную степную часть и западную заселенную смешанным населением, занимающимся земледелием и оседлым скотоводством. Скифы Царские (по Геродоту) или собственно скифы занимали степной Крым и бассейн нижнего Днепра, скифы- земледельцы или борисфениты занимали нижнее Поднепровье, а особое племя алазонов жило по Бугу, там, где эта река сближается с Днепром. Оседлые скифы пахари обитали выше алазонов в бассейне среднего течения Буга, простираясь далее на запад до Карпат и на юг до Дуная. Скифы Царские (по указанию Геродота) доходили на востоке до Дона, служившего границей с савроматами. К западу и северу от скифов пахарей находились уже не скифские племена. На западе это были агафирсы, а к северу жили невры, обычаи которых были скифскими (Геродот). Про восточных соседей скифов Геродот сообщает что савроматы отличались от скифов рядом обычаев, но говорили на языке скифском, правда с давнего времени искаженном. Савроматы занимали территорию от Дона на западе до Арала на востоке, от Кавказа на юге до нижнего течения Волги на севере. При кубанские племена греки называли синдами и меотами. Севернее же савроматов размещались тиссагеты, «народ особый многолюдный, средства к жизни добывают они охотой», а по смежности с ними, по видимому в бассейне Тобола, жил народ йирков, живущий также охотой. Ближайшими соседями савроматов на востоке были массагеты, обитавшие к юго-востоку от Арала, главным образом в низовье Амударьи, а к северо-востоку от них, в бассейне Сырдарьи, жили собственно саки, доходившие на севере до южного берега Балхаша, а на востоке до Тянь-Шаня и Памира. К востоку от йирков, следовательно, в северо-восточном Казахстане жили аргиппеи, о которых Геродот пишет, что «все мужчины и женщины плешивы от рождения», а к востоку от «плешивых»— земля заселена исседонами. О племенах, живущих к северу от аргиппеев и исседонов Геродоту ничего не известно, кроме разве только того, «что они сами о себе говорят». Из сообщения Аристея Прокнесского, на свидетельство которого ссылается Геродот, мы узнаем что к северу от исседонов жили легендарные одноглазые люди аримаспы, над аримаспами— «стерегущие золото грифы», а еще выше гипербореи, простирающиеся до моря. Если следовать Геродоту, аргиппеи жили на западных предгорьях Тарбагатая и в верховьях реки Иртыш, к северу от них, в горном Алтае обитали «стерегущие золото грифы». Таким образом греки не знали настоящего названия горно-алтайских племен, кроме их легендарного наименования, кстати вполне себя оправдывающего, так как Алтай и его западный район богат золотом. Если греческие исторические источники молчат, то ряд сведений об этих племенах можно почерпнуть из китайских династических хроник которые сообщают, что на Алтае и южнее жили юэджи, родственные сакам. К югу от юэджей до Нань-Шаня размещались усуни (исседоны)— древние чиди, К востоку от юэджей и усуни обитали хунны, которые в свою очередь на востоке граничили с протомонгольскими племенами дун-ху (ухуаньцами). К северу от них размещались племена киданей, табгачей и сяньбийцев (осколков древнего этноса Сыбыр или Савир), более известные нам в русском варианте— севрюки, подарившие миру название Сибирь. Геродота посвятить скифам значительную часть своей «Истории». Ему мы обязаны ценнейшими сведениями об обра

смотреть карту расселения

© Copyright by "Trueten"


Hosted by uCoz